Мужская рубаха русских, украинцев, белорусов. Исторический экскурс

Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской, так как покрой их очень схож. Имеются материалы, подтверждающие, что женская рубаха отличается от мужской только большей длиной — например, у белорусов Виленской губ. И та и другая надеваются прямо на тело и очень часто служат одновременно и верхней одеждой, т.е. являются единственной одеждой для верхней части туловища. Полтавские украинцы работают на поле в одних рубахах: лишь женщины одеты еще и в безрукавки.

Мужская рубаха русских, украинцев, белорусовРазличные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манерой носить рубаху — поверх штанов или иначе. Менее существенные моменты — вшивание особых кусков материи под мышками и на плечах и подкладка на спине и груди.

Что касается разреза для надевания рубахи (рус. пазуха, пелька, ворот; укр. пазушина), то во всех русских рубахах этот разрез делают не посреди груди, а сбоку, иногда у самого плеча. В большинстве случаев он идет вертикально книзу, реже — косо, от плеча к середине груди. Этот тип русской рубахи, так называемая косоворотка, белорусам и украинцам неизвестен. Очевидно, он появился не раньше XV в. Во всяком случае, косоворотка как модная и праздничная рубаха вытеснила еще в XIX в. издавна существовавшую у русских рубаху с прямым разрезом на груди. Предположение некоторых ученых о татарском происхождении русской косоворотки не имеет достаточных оснований. Хотя восточнославянская рубаха с прямым разрезом старше современной косоворотки, однако и в прежней, исконно существовавшей славянской рубахе разрез делали не обязательно посредине груди. На самых старых рубахах украинских лемков в Карпатах разрез не спереди, а на спине. На женских рубахах лемков и бойков разрез сбоку, на левом плече, причем он захватывает часть рукава и груди. Рубаха с разрезом сбоку лучше защищает грудь от холода. Разрез на плече или около плеча позволяет свободно двигать рукой. Не исключена возможность, что московская мода на косоворотки была подражанием старому типу восточнославянской рубахи.

Южнорусская мужская рубаха (косоворотка) (а - спереди, б - сзади, в - деталь, бок рубахи с ластовицей) Курская губ

Южнорусская мужская рубаха (косоворотка) (а - спереди, б - сзади, в - деталь, бок рубахи с ластовицей) Курская губ

Рубахи могут быть трех типов — со стоячим или отложным воротником или же без воротника. Этот последний тип — рубаху без воротника (южрус. голошейка) следует считать древнейшим. Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же как на женской рубахе. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полоской материи, так что получается низкий стоячий воротник, особенно широко распространенный на Украине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые, — обязательная принадлежность косого разреза на груди. Вероятно, они возникли из шейных украшений. В старину такие украшения (древнерус. гривна; старорус. обнизь, ожерелье, жерелок) были широко распространены у восточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Севернорусские Пермской губ. еще недавно носили вокруг шеи ленту, сотканную из шелка и мишуры; эту ленту они иногда пришивали к рубахе как воротник, иногда же оставляли не пришитой. Широкий отложной воротник, белорусская передня, распространен у украинцев и белорусов, но совершенно неизвестен русским.

Современный пошив

Современный пошив

Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью запонок, обычных пуговиц или тесемок. Запонки (укр. шпонка, спiнка) с круглыми разноцветными стеклянными бусинами можно еще увидеть почти повсюду, но лишь как исчезающий предмет старины. Их чаще используют для женских рубах.

Украинский крестьянин. 1785 г. (по Ригельману)

Украинский крестьянин. 1785 г. (по Ригельману)

Носят рубаху, как это принято у всех славян, поверх штанов, и лишь украинцы отказались от этого обычая, переняв манеру восточных народов заправлять подол рубахи в штаны. Эта манера возникла у восточных народов — наездников, которые значительную часть своей жизни проводят в седле. Русским и белорусам совершенно чужд этот способ ношения рубахи. У украинцев, особенно в лесных местностях, сохранился также и старый способ носить рубаху поверх штанов. Когда украинцы Екатеринославской губ. одевают покойника перед тем, как положить его в гроб, они выпускают ему рубаху поверх штанов, если умерший — женатый или вдовец, и заправляют ее в штаны, если умерший был холост.

Что касается подробностей покроя рубахи, то кое-где отсутствуют обычно принятые вставки под мышками из четырехугольных, реже треугольных кусков материи (рус. ластовица; белорус. цвiкля; укр. ластiвка, ластовиця). Донские казаки считали отсутствие ластовиц своего рода признаком отличия от «мужиков», т. е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя.

Форму ластовиц и способ, которым их вшивают, показывает рис. 109в; на нем изображена часть рубахи с ластовицей наверху. Иногда эта боковая часть рубахи сразу кроится с острым углом наверху, и в этом случае нужда в ластовице отпадает. Иногда же рубахи шьют без специальных боковых частей, и тогда требуются ластовицы. Русские любят рубахи с ластовицами, отличающимися по цвету от самой рубашки.

В связи с этим уместно заметить, что в 1854 г. у севернорусских Шенкурского уезда Архангельской губ. был зафиксирован обычай шить рубахи из частей разного цвета: ворот из пестрого полотна, грудь из красного ситца, плечи — желтые, рукава — зеленые; подобная мода на женские рубахи была отмечена в 1851 г. и у южнорусских Рыльского уезда Курской губ.

Полотняная подкладка на груди и спине рубахи, от плеча до пояса (рус. подоплёка, подстанье, подспинье, укр. пiдiплечка, пiдоплiка), распространена у всех восточных славян. Кое-где, однако, сохранился старый тип рубах без подкладки, тем более что сборки у ворота затрудняют ее пришивание. Существует пословица: когда речь идет о какой-либо глубокой тайне, особенно о горе, которое надо скрыть, говорят: «Знает то грудь да подоплека».

Вставки на плечах (рус. прорамки), так часто встречающиеся на женских рубахах, на мужских бывают редко; плечи чаще всего прошивают стрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки, напоминающие погоны, так и вышитые вставки — уставки.

Старинные мужские рубахи обычно отличаются своей длиной. Они бывают до колен, а иногда еще длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья, либо с обшлагами (укр. чохла). Этот последний вид рубахи, укр. чохлата сорочка, у украинцев и белорусов является преобладающим, у русских же встречается редко.

Из главы VI «Одежда и обувь» книги Д.К. Зеленин. «Восточнославянская этнография», Москва, «Наука», 1991 г



Социальные сети и закладки. Веб-инструменты


Похожие публикации

Написать комментарий